Тадж-Махал - символ
Материнского принципа
Тадж-Махал,
вблизи Агры, штат Уттар-Прадеш, на севере Индии (27°77' с.ш., 77°59' в.д.). Знаменитый
Тадж Махал — «чудо из чудес, последнее чудо мира» — был построен как гробница
любимой жены шаха. Она правила вместе с ним, почти как равная, и умерла в 1631
году, дав жизнь их четырнадцатому ребенку. Шах Джахан (воплощение Владыки
Кутхуми) ничего не пожалел, воздвигая памятник, «столь же прекрасный, как и
она». Он является символом Материнского принципа и прославляет вечную любовь
императора к Мумтаз.
Тадж-Махал в
Индии выдающееся архитектурное сооружение, представляющее великолепие,
воздушность форм, гармонию пропорций. Его связь с окружающим пространством,
красочная феерия всего ансамбля прекрасной архитектуры, сочетает в себе поразительным образом величие и изящество. Дворец
построен из белого мрамора и имеет поразительно правильную форму, а плавные
линии купола придают ему особое очарование. Его стены украшены изящным
цветочным и каллиграфическим узором, инкрустированным полудрагоценными камнями. Здание стоит на
мраморной платформе площадью 29 квадратных метров и толщиной 6-7 метров. В
каждом из четырех углов поднялись башни-минареты. Сам Тадж-Махал поднимается
ввысь на 61 метр. Здание сделано из белого мрамора и украшено двенадцатью
видами полудрагоценных камней в форме растительного орнамента, а также
изречениями из Корана. Они были выложены черным мрамором. Строительный
материал везли из многих стран, в том числе из Аравии, Египта, Тибета и из
различных районов Индии. Идеальные
пропорции строений отображают совершенство божественной геометрии. Большой
купол Тадж Махала, напоминает форму бутона цветка, который возносится ввысь,
прекрасно гармонируя с арками и другими, меньшими куполами, а также с четырьмя
минаретами, которые слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае
землетрясения они не обрушились на него. Чтобы попасть в Тадж-Махал, нужно
пройти через массивные ворота, которые по мусульманской традиции разделяют
царство чувств и царство духа. На воротах, высечены четыре заключительных аята
из 89-й сурыКорана
«Заря» (Аль-Фаджр), обращённые к душе праведника: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к
твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в
Мой рай!» Вступая из-под
сени ворот, вы встретите завораживающее зрелище, где в спокойной глади бассейна
отражается идеальная симметрия мраморного мавзолея, вокруг которого распростерся
на 300 метров в длину сад. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент —
мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий
изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни
плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было
некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было
видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона Архитекторы
придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16
углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором.
Тадж-Махал это
архитектурный шедевр, и мавзолей и усыпальница двух влюбленных: Шах-Джахана и
его жены Мутаджи, которые лежат в мавзолее рядом. История
повествует, что Шах-Джахан, «повелитель мира» (1592-1666), правил империей
Великих Моголов с 1628 по 1658 год. Он был признанным покровителем искусств, а
также строителем, и в период его царствования империя достигла политического и
культурного расцвета. «В 15 лет Шах-Джахан встретил и полюбил
Арджуманд Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была
красивая и умная девушка знатного происхождения - по всем статьям прекрасная
партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с
персидской принцессой. К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех
жен, и в 1612 году Шах-Джахан женился на своей возлюбленной. Свадебная
церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому
Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых
они ни разу не виделись. Вскоре после свадьбы Арджуманд получила новое имя -
Мумтаз-Махал ("Возвышенная избранница дворца"). Любимая
народом, как богиня, за милосердие и отзывчивость и обожаемая мужем, семнадцать
лет прожила Мумтаз-Махал под неусыпным вниманием шаха, не отходившего от нее ни
на шаг. Он советовался с ней во всех делах и ценил ее суждения выше собственных.
Велики были также ее скромность и преданность мужу - она никогда не разлучалась
с ним и сопровождала его даже в трудных и опасных военных походах. В
1630 году, когда Мумтаз-Махал сопровождала Шах-Джахана в походе против
Хан-Джахана-Лоди, она скончалась при родах. Перед смертью Мумтаз-Махал просила
Шах-Джахана исполнить две ее просьбы: не жениться снова и построить для нее
мавзолей, которому не было бы равных на свете. И Шах-Джахан торжественно
поклялся исполнить ее желание. Мавзолей
получил название «Венец Дворца», т.е. по-персидски «Тадж-и-Махал». Сам
император принимал участие в создании проекта ансамбля мавзолея. Шах-Джахан был
не только образованным архитектором - зодчество было для него любимым видом
искусства. Его великая любовь к Мумтаз-Махал и страстное желание как можно
лучше исполнить ее предсмертную просьбу не могли не заставить его принять самое
близкое участие в замысле огромного комплекса построек, составлявших единое
целое с самой гробницей. Кто, как не он, мог так горячо желать сделать облик
Тадж-Махала созвучным светлому образу незабвенной Мумтаз-Махал и создать не
просто мавзолей, а памятник, архитектурно-художественными качествами действительно
напоминающий о духовных достоинствах покойной. Мерцающий белый
мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и
утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба». Если снаружи
Тадж-Махал поражает идеальной симметрией, то внутри восхищение вызывает
тонкость мозаичных украшений. Центральное место в интерьере занимает
восьмиугольное помещение, где за ажурной мраморной оградой, инкрустированной
драгоценными камнями бирюзой, агатом, малахитом, сердоликом и другими
полудрагоценными камнями, стоят надгробия Шах-Джахана и его жены. Снаружи все залито ярким солнцем, а здесь на
каждой поверхности играет мягкий свет, льющийся сквозь решетчатые окна и
ажурные мраморные перегородки, то освещая, то постепенно скрывая в тени узоры
драгоценной инкрустации. Шах-Джахан
хотел построить для себя усыпальницу из черного мрамора на противоположном
берегу Джамны, соединив два мавзолея мостом, символизирующим любовь, которая
переживет саму смерть. Но в 1657 году, прежде чем успели начаться работы,
правитель заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг его с
престола. Точно неизвестно, где Шах-Джахан находился в заточении. Наиболее
распространена легенда о том, будто остаток жизни он провел в Красном форте в
Агре. После смерти в 1666 году Шах-Джахан был похоронен в Тадж-Махале, рядом с
женой, любовь к которой вдохновила его на создание этого шедевра.
Тадж-Махал -это
непревзойденный по красоте символ преданной любви. Великолепие Тадж-Махала
подчеркивается игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках,
когда белый мрамор - то едва заметно, то сильнее - окрашивается в различные
оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов. А в дымке раннего утра
словно сотканное из кружева здание кажется парящим в воздухе. «В ночь
полнолуния, когда луна восходит прямо на середину неба, Тадж-Махал становится
величайшим объектом медитации, которое создал человек. Красота его настолько
велика, что ум просто теряет себя, он не может постичь её, поэтому он
становится безмолвным»*. *Бхагаван Шри
Раджниш. Вы можете
совершить виртуальный тур в Тадж Махал:
Панорама выполнена в
нескольких разрешениях. Высокое разрешение с максимальной детализацией и
наилучшим качеством предназначено для высокоскоростного интернета и
современных компьютеров, так как размер панорамы более 7 Мб. Для
медленного интернета и малопроизводительных компьютеров мы предлагаем
панораму низкого разрешения размером менее 2 Мб. | Высокое разрешение | Низкое разрешение |
|